thumbs_3_20.jpg

Классификация маломерных судов и основы теории судна. Элементы набора корпуса

Маломерные суда классифицируются:
По типу:
Катер - моторное судно со стационарным двигателем;
моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;
парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;
парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно  стационарным двигателем или подвесным мотором;
гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.
несамоходное - судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;
гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с движителем;
Кроме классификации по типам, маломерные суда классифицируются по целому ряду признаков.
По способу передвижения суда бывают самоходные и несамоходные.
По назначению:
прогулочные
- суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест¬вия и т.д.);
производственные (коммерческие) - суда, предназначенные для выполнения различных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);
специальные (служебные) - суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).
По характеру движения:
водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, независящий от скорости;
глиссирующие - быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;
на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;
на воздушной подушке - суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.
По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.
По обводам корпуса (подводной части его) в основном суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми — обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.
По конструкции набора корпуса в зависимости от того, какие связи (продольные или поперечные) набора прочнее, суда могут быть с продольной или с поперечной системой набора. Если же прочность продольных и поперечных связей равноценна, то конструкция набора считается смешанной. Легкие суда клееных конструкций принято называть безнаборными.
По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.
Для изготовления корпуса маломерного судна используются древесина, алюминиевые сплавы, пластмассы, композитные материалы. Одним из важнейших требований при проектировании и изготовлении маломерного судна является обеспечение требуемой прочности корпуса. Корпус судна испытывает нагрузки от собственного веса и расположенных внутри корпуса устройств и механизмов, а также груза. Кроме того, на корпус судна воздействуют как статические, так и динамические (в условиях сильного волнения на поверхности водоема) силы давления воды. Для обеспечения прочности маломерного судна предусмотрено усиление корпуса судна специальными балками. Эти балки бывают продольными и поперечными, обеспечивающие продольную и поперечную прочность судна. В совокупности они образуют набор судна и называются продольными элементами набора и поперечными элементами набора корпуса.
Продольными элементами набора корпуса судна являются:
1. Киль - продольная балка днищевого набора, которая проходит посередине ширины судна.
2. Стрингеры. Представляют собой продольные балки днищевого и бортового набора. В судостроении используются бортовые, днищевые и скуловые стрингеры.
3. Карлингсы - продольные подпалубные балки.
4. Продольные ребра жесткости. Являются балками меньшего профиля по сравнению со стрингерами и карлингсами. Продольные ребра жесткости используются для обеспечения дополнительной продольной прочности корпуса судна в любой его части. В зависимости от расположения бывают подпалубные, бортовые, днищевые.
Поперечными элементами набора корпуса судна являются:
1. Флоры. Представляют собой поперечную балку днищевого набора от борта до борта.
2. Шпангоуты. Шпангоутами являются вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц (деталь треугольной формы для обеспечения жесткости соединений элементов набора корпуса).   На маломерных судах флоры могут не использоваться, в таком случае шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
3. Бимсы - поперечные подпалубные балки набора корпуса судна, протяженностью от одного борта к другому.
В зависимости от того, каких элементов набора корпуса на единицу площади используется больше, различают суда с продольной, поперечной и комбинированной системой набора. Предпочтение определенной из перечисленных систем набора производится при производстве расчетов обеспечения требуемой продольной и поперечной прочности корпуса в зависимости от нагрузки судна и предполагаемых мореходных качеств.
Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носовой части - форштевень, в кормовой - ахтерштевень).
Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами. Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами.

1

Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок.

Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а крайний кормовой отсек - ахтерпик.
Сплошные или решетчатые щиты, укладываемые поверх днищевого набора, называются сланью.
К элементам продольного и поперечного набора закрепляется наружная обшивка корпуса судна. Она выполняется из различных материалов и обеспечивает водонепроницаемость корпуса судна, а также продольную и местную прочность судна. Если корпус маломерного судна изготавливается из листов алюминия или металла, то листы обшивки располагаются рядами длиной вдоль корпуса судна. Листы обшивки соединяются между собой либо с помощью заклепок, либо посредством сварки встык.