thumbs_3_1.jpg

Общая характеристика и краткий обзор водных путей

Общие сведения.
Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км, являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.
Несколько основных определений.
 Море - часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышением дна и отличающаяся от океанической акватории соленостью и температурой вод, характером течений, приливами или строением земной коры дна. Моря подразделяются на окраинные (хорошо сообщаются с океаном - Баренцево, Карское, Берингово и др.), средиземные (наоборот, отделены от океана и сообщаются с ним узкими проливами, разделяются на межматериковые и внутриматериковые - Балтийское, Черное, Белое и др.) и межостровные (окружены кольцом островов или островных дуг - Соломоново, Фиджи и др.).
Морское пространство, прилегающее к побережью России, в свою очередь делится на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны. К внутренним морским водам нашего государства (не вдаваясь в тонкости определений в международном морском праве) отнесены воды морских и рыбных портов, бухт, губ, заливов и лиманов, находящиеся под полным суверенитетом страны. Внешняя граница территориального моря располагается на удалении 12 морских миль от внешней кромки внутренних морских вод и является государственной границей Российской Федерации на море. Выход маломерного судна в море и плавание в прибрежных морских водах связан с большей опасностью для жизни экипажа и пассажиров, требует от судоводителя особой подготовки в вопросах судовождения и хорошей морской практики.
Внутренние водные пути включают в себя реки, озера, водохранилища, каналы, расположенные на территории одного государства и подразделяются на: судоходные, несудоходные и сплавные; искусственные и естественные; круглонавигационного и периодического использования. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья называется рекой. Естественные котловины (впадины) земной поверхности, заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем, носят названия озер. Озера питаются подземными и поверхностными водами, делятся на бессточные, сточные и проточные. Искусственные озера, которые создаются путем перекрытия русла реки плотиной носят название водохранилищ.
Водохранилища условно делятся на три зоны: верхнюю (речную), среднюю (озерно-речную) и нижнюю (озерную). Условия судоходства на крупных озерах и водохранилищах подобны условиям плавания в прибрежных морских районах. Искусственное русло правильной формы, предназначенное для движения судов, называется судоходным каналом. Каналы подразделяются: по назначению - на соединительные, обходные, подходные; по форме - на открытые (соединяют два русла с одинаковым уровнем), шлюзованные (с разным уровнем); по способу питания - на самотечные и с искусственным питанием. Плавание по каналу всегда достаточно сложно из-за малых габаритов судового хода, наличия различных заграждений, шлюзов, ворот, паромных и иных переправ, различных ограничений и запрещений (скорости, отдачи якорей, использования лотов и т.п.), требует от судоводителей повышенного внимания, дисциплины и готовности к резким изменениям обстановки. Во время работы насосных станций в каналах всегда следует ожидать возникновения трудно учитываемых течений различной скорости и направления. Как правило, скорость движения судов в каналах ограничивается 15 - 20 км/час (кроме СПК и СВП). Для движения судов на судоходных водных путях выделяется наиболее глубокая полоса, именуемая судовым ходом (фарватером), который характеризуется шириной, глубиной, радиусом закруглений, габаритами шлюзов и т.п. Наименьшие гарантированные габариты судового хода на су доходных водных путях страны усилиями работников соответствующих ведомств Минтранса России поддерживаются в течение всей навигации.
Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных) судов, поднадзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда. Класс маломерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и постоянно эксплуатирующегося в бассейне (разрешенном для плавания районе), не может быть ниже разряда бассейна. Допуск к эпизодическому плаванию в бассейнах с разрядом выше класса маломерного судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегонов судов через бассейны, имеющие разряд выше класса судна, осуществляет соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения специального (внеочередного) осмотра судна и при предоставлении судовладельцем (судоводителем) обоснованного плана мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.
В зависимости от режима судоходства водные бассейны делятся на:
- бассейны с морским режимом судоходства, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- бассейны с внутренним режимом судоходства, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
- несудоходные бассейны.
В зависимости от удаленности портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на:
- морские;
- прибрежные;
- внутренние водные бассейны.
Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бассейны делятся на:
Бассейны 1разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра 3%-ной обеспеченности).
Бассейны 2 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,5 метра 1%-ной обеспеченности).
Бассейны 3 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра 1%-ной обеспеченности).
Бассейны 4 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 0,6 метра 1%-ной обеспеченности).
Бассейны 5 разряда (внутренние водные бассейны с высотой воли 0,25 метра 1%-ной обеспеченности).
Рассматривая классификацию бассейнов, принятую ГИМС, следует отметить, что разряды бассейнов 1-4 соответствуют, в основном, разрядам "М", "0","Р","Л" Российского Речного Регистра, а участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей.