thumbs_3_1.jpg

Основы устройства маломерных судов

 

Рассмотрим главные элементы маломерного судна.
Корпус — основная часть любого судна, состоящая из набора (каркаса) и обшивки. Набор представляет собой совокупность продольных и поперечных связей, обеспечивающих корпус жесткостью и придающих ему соответствующую форму.
Нос судна — передняя по ходу часть судна.
Корма — задняя часть судна.
Борт — боковая сторона корпуса. Каждое судно имеет два борта — правый и левый. Для определения бортов нужно стать лицом к носу судна, при этом справа будет правый борт, слева — левый.
Ватерлиния — теоретическая или условная линия, получающаяся от пересечения поверхности корпуса судна с горизонтальной плоскостью или уровнем воды. Грузовая ватерлиния — ватерлиния при наличии на судне установленного для него количества грузов и пассажиров. Грузовую ватерлинию рекомендуется провести контрастной краской вокруг всего корпуса. Грузить судно на осадку выше грузовой ватерлинии нельзя.
Осадка — размер погружения в воду корпуса судна.
Надводный борт — часть борта, находящаяся выше грузовой ватерлинии. В связи с тем, что при правильной загрузке судна надводный борт в обычных условиях не погружается в воду, его иногда называют «сухим бортом».
Минимальная высота надводного борта — наименьшее расстояние от действующей ватерлинии до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна.
Главные размерения судна и его элементы

2-1а) без постоянно выступающих частей;
б) с постоянно выступающими частями;
в) в поперечных сечениях корпуса.
К главным размерениям судна относятся длина, ширина, высота борта и осадка
· Длина наибольшая
(Lнб)- расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носа и кормы судна без учета выступающих частей.
· Длина габаритная (Lгб) - максимальная длина судна с учетом выступающих частей.
· Длина конструктивная (Lквл) - длина, измеренная между носовым и кормовым перпендикулярами конструктивной ватерлинии. При этом конструктивная ватерлиния (КВЛ) - ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна.
· Ширина наибольшая (Внб) - максимальная ширина судна без учета выступающий частей.
· Ширина габаритная (Вгб) - максимальная ширина судна с учетом выступающих частей, например привальных брусьев.
·  Ширина на мидель - шпангоуте (В) - расстояние по КВЛ в самой широкой части судна.
· Высота борта (Н) - вертикальное расстояние, измеренное на мидель - шпангоуте между внутренними поверхностями верхней палубы (у борта) и горизонтального киля.
· Осадка (Т) - вертикальное расстояние, измеренное от КВЛ до нижней кромки киля в месте наибольшего углубления судна. Различают также осадку носом (Тн) и кормой (Тк). Разность между ними называется дифферентом D: Различают осадку груженого судна и порожнего. Измеряется осадка от нижней кромки днища судна или от кромки лопасти гребного винта до действующей ватерлинии. Каждому водителю необходимо точно знать осадку своего судна в зависимости от загрузки, чтобы при плавании на мелководных участках не допускать посадки судна на мель или повреждения гребного винта.
Фальшборт и леерное ограждение.

2-2 На морских, речных и современных прогулочных судах для предохранения людей от падения за борт открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.
Фальшборт представляет собой, как правило, стальной пояс бортовой обшивки. Он устанавливается на низко расположенных палубах, подверженных заливанию водой в штормовую погоду.
С внутренней стороны фальшборт подкрепляется стойками, которые называются контрфорсами и устанавливаются через две - три шпации. Для увеличения прочности фальшборта между его стойками иногда привариваются ребра.
По верхней кромке фальшборта укрепляется полоса, которая называется планширем. Часто эту полосу покрывают деревянным брусом.

Леерное ограждение состоит из вертикальных стоек, соединенных между собой туго натянутыми тросами (леерами) или цепями. Стойки могут соединяться между собой двумя, тремя или четырьмя рядами горизонтальных круглых прутьев, чаще всего стальных. Эти горизонтальные прутья называются релингами.

2-3Надстройки и рубки. Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верх ней палубы от борта до борта.
Носовая надстройка называется баком, кормовая - ютом. Средняя надстройка специального название не имеет.
Надстройка, имеющая ширину меньше ширины судна, называется рубкой.