thumbs_3_20.jpg

Швартовное устройство. Спасательные средства. Снабжение судов

Швартовное устройство служит для швартовки (закрепления) судна к берегу, причалу или к другим судам. Состоит оно из специальных приспособлений, которые в зависимости от конструкции называются кнехтами (рис. 16), утками, мушками или киповыми планками. Применяемые при этом канаты называются швартовами.
6

Рис 16 Приспособления для швартовки судна
а — кнехт крестовый двойной, б — кнехт крестовый одинарный, в — киповая планка, г, д — утки,
е — рым ж— мягкий кранец 
Швартов должен иметь на ходовом конце огон (петлю), которым он крепится на берегу, причале или на другом судне, а коренной конец крепится на своем судне навертыванием восьмерками на кнехт или утку.
Кнехт- деталь швартовного устройства в виде спаренных (одиночных) тумб, стоящих на общем фундаменте, при крепленном к палубе судна. Швартовы на кнехты накладываются "восьмерками".
Киповая планка- деталь швартовного устройства судна, предназначенная для пропуска швартовного каната, может быть с роульсами (для снижения трения) и без них.
Утка - двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов канатов не­большого диаметра. Канат укладывается на утку "восьмеркой" и удерживается за счет сил трения.
Судовые системы.
Осушительная система - система для периодического удаления небольшого количества воды из корпуса. Вода собирается в колодцах, расположенных в самых низких местах корпуса, из которых насосами откачивается либо за борт, либо в резервуары для приема льяльных вод. Осушительная система состоит из насоса с механическим приводом и (или) насоса с ручным приводом, который может быть переносным.
Осушительными средствами должно быть обеспечено каждое маломерное судно, находящееся в эксплуатации. Все осушительные средства следует хранить в специально отведенных для них легкодоступных местах и содержать в полном порядке и готовности к немедленному действию. Запрещается использовать их не по прямому назначению.
В качестве осушительного насоса разрешается использовать пожарный, балластный или водоотливной насос. Применять осушительный насос для сбора подсланевых нефтесодержащих вод нельзя.
Противопожарная система (средства). Для предупреждения пожара и тушения их, на маломерных судах предусматривается наличие противопожарных сигнализационных устройств, стационарных систем и переносных средств пожаротушения, автоматически срабатывающих огнетушителей. Основными причинами возникновения пожаров на маломерных судах является возгорание топлива при его потеках или подсланевых вод в трюмах, покрытых пленкой бензина с достаточно большим слоем его паров в отсеке при отсутствии вентиляции
Для маломерных судов наиболее надежным средством пожаротушения является огнетушитель, который можно использовать в любом отсеке для тушения пожаров любого вида.
При стоянке судна в местах укрытия (тихой бухте) следует применять огнетушители в зависимости от вида возгорания (пенный, углекислотный). На ходу и на стоянке судна (при ветре) лучшим средством для тушения пожаров является порошковый огнетушитель. Выбор типа огнетушителя обусловлен размерами и видами возможных очагов пожара.
Фаново - сточная система  - система для сбора и удаления с судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы с системой сточных шпигатов открытой палубы и цистерну (съемные контейнеры) для сбора фекальных вод.
Снабжение судов
В понятие снабжение судов входит их обеспечение материалами и запасами по номенклатуре и в количествах, необходимых для безопасного плавания. Номенклатура и количество материалов зависит от назначения и района плавания судна. Под указанными материалами понимается определенное техническое оборудование, запасы воды, ГСМ, продовольствия, тросы, канаты, лини, такелажные цепи, раз личные водоотливные и подъемные устройства, схемы, карты, приборы, сигнальные средства и т.п. Нормы снаряжения судов, обязательные для судоводителей и определяющие "годность" (как категорию готовности) судна плаванию, определены в требованиях ГИМС. Моторные и парусные суда, осуществляющие плавание в прибрежных морских районах и на больших водных объектах должны иметь курсоуказатель (компас), лот, бинокль, карту района плавания, средства радиосвязи и сигнализации, фару искатель. На каждом моторном маломерном судне, независимо от размеров и водоизмещения, рекомендуется иметь электрический фонарь (пригодный для сигнализации), нож, топор и комплект инструментов.
Любое судно, независимо от района плавания, должно быть снабжено индивидуальными спасательными средствами, соответствующими требованиям стандартов и окрашенными в оранжевый цвет, с нанесенными на них бортовым номером (названием) судна. Их количество должно соответствовать числу людей на судне.
На гребных лодках лодочных прокатных станций разрешается иметь один спасательный круг.
На каждом судне должна быть укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи.
Все моторные и парусные суда должны иметь комплект инструментов для производства ремонта, включающий в обязательном порядке ножовку по металлу, а парусные суда, кроме того, средство для перерезания такелажа в экстремальных условиях.

Спасательные средства.
Спасательные средства служат для оказания помощи терпящим бедствие на воде. Разделяются на коллективные, служащие для спасения пассажиров и экипажа, имеющие запасы для жизнеобеспечения (спасательные шлюпки, спасательные плоты и плотики) и индивидуальные, предназначенные для спасения одного человека.
В качестве индивидуальных спасательных средств могут применяться спасательные круги, нагрудники, жилеты и куртки только промышленного изготовления. Они должны быть прочными, исправными и готовыми к немедленному использованию. На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится  в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%. Применение спасательных кругов, требующих предварительного их надувания, не допускается. Если на маломерном судне перевозятся дети, они должны быть обеспечены спасательными средствами наравне с взрослыми.

Сигнальные средства.
Сигнальные средства маломерных судов состоят из специальных средств и звукового устройства. Сигнализация осуществляется с помощью сигнальных флагов, ручного (флажного) семафора, средств световой сигнализации, звуковых сигналов и с помощью пиротехнических сигнальных средств.
Звуковое устройство маломерного судна должно обеспечивать дальность слышимости сигнала на расстоянии не менее 1 км.
Прожектор, предназначенный  для передачи семафора телеграфной азбукой Морзе.
Флажный семафор
- это сигнализация по специальной семафорной азбуке, в которой различное взаимное положение рук (флажков в них) и туловища сигнальщика соответствует определенной букве алфавита. Используется при отсутствии радиосвязи для переговоров между судами и для связи с берегом.
Сигнальные флаги
- это комплект флагов установленной формы, размера, рисунка и расцветки, предназначенных для обеспечения зрительной связи между судами или с берегом. Каждый сигнальный флаг имеет свое буквенное или цифровое наименование. Поднятые на стеньгах или ноках реев одиночные сигнальные флаги, либо их комбинации, означают определенные слова или фразы. В каждой стране разработан национальный Свод Военно-Морских Сигналов (для кораблей ВМФ), но существует и Международный Свод Сигналов (МСС), предназначенный для ведения переговоров средствами зрительной сигнализации между судами (кораблями) различных стран.
Сигнальный фонарь
- устройство для световой сигнализации или для извещения о маневре. Представляет собой источник белого цвета, направленного или кругового действия с дальностью видимости 5 миль.
Сигнальные пиротехнические средства - судовые сигнальные средства, издающие при горении световой, звуковой или дымовой сигнал. К ним относятся ракеты, сигнальные патроны, фальшфейеры,  дымовые шашки.
Сигнальный патрон. Запуск производится из рук или сигнального пистолета (ракетницы), в зависимости от устройства.
Фалъшфейер красного (белого) огня состоит из корпуса, закрытого герметичной крышкой, с размещенным внутри пиротехническим зарядом, воспламенителем и шнуром. Приводится в действие рывком шнура после снятия крышки, время горения до 60 сек.
Парашютная ракета красного (белого) огня состоит из корпуса, реактивного двигателя, пиротехнического элемента и парашюта. Запускается рывком шнура при снятой крышке. Высота подъема до 400 м, время горения около 60 сек. Комбинированная сигнальная ракета обеспечивает одновременную подачу светового сигнала и звукового сигнала. Высота подъема до 300 м. Запускается рывком шнура при снятой крышке.
Комбинированная сигнальная (осветительная) ракета трехзвездного или красного (белого) огня, высота подъема - до 250 м, время горения до 15 сек., запуск - рывком шнура.
Буй светодымящийся, служит для обозначения местонахождения спасательного круга на воде (днем - оранжевым дымом в течение 15 мин, ночью - горением двух лампочек в течение 2 часов), срабатывает автоматически при попадании в воду.
Дымовая шашка - используется в дневное время с целью указания места (плота, лодки). Запускается рывком шнура при открытой крышке горловины.
Пиротехнические сигнальные средства применяются в соответствии с инструкциями по их применению, с соблюдением мер безопасности.
Судоводитель перед выходом в плавание обязан проверить исправность и готовность к немедленному действию всех средств сигнализации, предписанных правилами для его типа судна.

Судомоделизм обшивка корпуса. Судомоделизм чертежи.