thumbs_3_20.jpg

Судовождение. Навигационные задачи

 

Для решения навигационных задач, с которыми судоводитель может столкнуться на практике, необходимо иметь четкие представления об основных определениях, используемых при судовождении и счислении пути судна.
Истинным курсом (ИК) судна называется угол между нордовой частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна. Истинный курс измеряется углом от 0° до 360°.
Истинный пеленг (ИП) представляет собой угол между нордовой частью истинно¬го меридиана и направлением на наблюдаемый объект. Истинный пеленг измеряется углом от 0° до 360°. В практике судовождения используется обратный истинный пеленг (ОИП), равный
ОИП = ИП±1800.
Курсовым углом (КУ) называется угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на наблюдаемый объект. Курсовой угол бывает правого или левого борта и измеряется от 0° до 180°, причем  КУП/Б имеет знак "+", а КУЛ/Б имеет знак "-".
Истинные направления связаны между собой формулой:
ИП = ИК + КУ,
Магнитное склонение (d) - это угол между нордовыми частями истинного и магнитного меридианов (угол между направлениями на северные географический и магнитный полюсы Земли). Если магнитное склонение направлено к востоку, то оно является остовым или восточным (Е) и имеет знак "+", если к западу - вестовым или западным (W) и имеет знак "-". Следовательно,
ИК = МК + d,
ИП = МП + d.
Девиацией (δ) называется угол между нордовыми частями магнитного и компасного меридианов (угол между направлениями на северный магнитный полюс Земли и субъективным направлением на этот же полюс согласно данного магнитного компаса) и возникает вследствие влияния судового железа на показания магнитного компаса. Если девиация направлена к востоку (NК к востоку от NМ), то она имеет знак "+", если к западу - имеет знак "-". Значит,
МК = КК + δ.
Поправкой компаса (ΔК) является угол между северными частями истинного и компасного меридианов, он также соответствует алгебраической (с учетом знаков) сумме магнитного склонения и девиации. Поэтому
ΔК = δ + δ.
Отклонение линии пути (ПУа) от направления истинного курса (ИК), возникающее вследствие воздействия на судно ветра, называется углом дрейфа (а), т.е. α = ПУа - ИК,
ПУα   = ИК + α.
При воздействии ветра в левый борт судна угол дрейфа имеет знак "+", если в правый борт -   знак "-".
Отклонение линии пути (ПУβ) от направления истинного курса (ИК), возникающее вследствие воздействия на судно течения, называется углом сноса (β), т.е.
β = ПУβ - ИК,
ПУβ = ИК + β.
При воздействии течения в левый борт судна угол сноса имеет знак "+", если в правый борт -   знак "-".
Суммарное воздействие на судно ветра и течения называется углом сноса
С = α + β = ПУ - ИК.